Москва, 20:13, 22 Май 2024, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.
23 мая отмечается Вешнее Макошье, День Земли — славянский праздник, который символизирует пробуждение Матери-Земли после зимнего сна и запасение ею новых сил. Этот праздник олицетворяет начало весеннего периода и важность природы в жизни человека.
Традиционно в этот день проводились различные обряды и ритуалы, направленные на благополучие и плодородие. Люди собирались вместе, чтобы праздновать приход весны, устраивали праздничные гуляния, пляски и пиршества. Также в этот день осуществлялись обряды очищения и благословения поля для успешного урожая.
День Земли и тепла: традиции праздника
Подготовка к этому дню начиналась заранее в соответствии со славянским календарем. Весна, согласно представлениям, приходила благодаря покровительству различных божеств, ответственных за солнце, тепло, возрождение и новую жизнь. После достаточного количества молитв и обрядов весна постепенно приходила, наполняя мир своей силой и живительным дыханием.
Важным аспектом этого периода было почитание Матушки-Земли, чтобы обеспечить богатый урожай в текущем году. Когда Земля пробуждалась, люди восхищались великолепием природы. Травы зеленели на полях и лугах, цветы расцветали, а поля ожидали появления всходов. Весна приносила славянам не только урожай, но и радость от запахов и красок, которые казались особенно яркими после долгой зимы.
Можно ли работать в этот день в огороде
В этот день отмечается особый святой праздник, в рамках которого древние славяне отдавали должное Земле, признавая ее как Мать-Сыру-Землю. Существовало поверье, что в этот день Земле следует отдохнуть, поэтому все занятия, связанные с ней, были приостановлены. Копание, пахота и боронование поля откладывались на другое время. В это время язычники обращались с молитвами к Макоше и Велесу, которых считали земными покровителями. Волхвы выходили на поля и ложились на траву, чтобы внимательно прислушаться к голосу Земли.
История и обряды
Для обеспечения хорошего урожая в древности проводился особый обряд, включающий в себя ритуальные слова и действия. Люди заботились о земле заранее, вспахивая борозды, в которые затем сеяли зерно в определенный день. Очень важным было стоять лицом на восток и произнести следующие слова:
«О, Мать Сыра-Земля! Мы молим тебя избавить нас от вредных сил, приворотов и несчастий».
Затем они поворачивались в другую сторону и продолжали заговор:
«О, Мать Сыра-Земля! Поглоти все нечистые силы в пылающие бездны и преврати их в горящую золу».
Повернувшись к югу, они продолжали так:
«О, Мать Сыра-Земля! Успокой все полуденные бури и утихомирь сильные песчаные вихри».
Когда они поворачивались на юг, заканчивали свой заговор последними словами:
«О, Мать Сыра-Земля! Успокой полуночные ветры и удержи морозы с сильными снежными бурями».
По окончании обряда в борозду наливали немного пива, а кувшин, в котором оно было принесено, разбивали на поле. Затем жрецы касались земли пальцами, произнося магические слова:
«О, Мать-Сыра-Земля, расскажи нам правду, покажи будущее, особенно для (имярек).»
Веря в то, что земля способна предвидеть будущее, жрецы обращали внимание на различные признаки и знаки, проявляемые землей. Воины в это время оставляли свое оружие и клали на землю каплю травы, чтобы присягнуть верность Матери Сырой-Земле. В обмен на их преданность, они молились о защите от врагов:
«О Земля, ты влажная,
Старая земля,
Ты наша родная Мать,
Нас всех родила,
Питала и воспитала
И нам благосостояние даровала.
Ради нас, своих детей,
Ты произвела лекарства
И наполнила зерном,
Чтобы изгнать зло и помочь в болезнях.
Позволили нам собрать
Различные плоды и урожаи
Для нашего блага и прокормления».
После выполнения обряда они брали небольшую горсть освященной земли и укладывали ее в маленькие мешочки, которые служили талисманами на протяжении года. Завершалось празднество в соответствии с языческими традициями застольем и играми. У волхвов был обычай положить свою голову на влажную землю в этот день, пытаясь услышать шепот молодых корней, чтобы предугадать, какой урожай ожидать в этом году.
Ритуальная борозда использовалась для проведения обряда на благоприятную погоду. Горсть праздничной земли, служившей оберегом, хранилась славянами в течение года. Каждый мужчина, вне зависимости от возраста, давал клятву перед Землей, что он будет защищать ее в случае необходимости. Молодые девушки в то время плели венки, чтобы привлечь теплую весну, а взрослые женщины готовили кашу, используя талую воду. Этим блюдом угощали всех членов семьи, а остатками делились с Землей. Вечером молодежь собиралась у костров, чтобы слушать рассказы старейшин и волхвов, которые делились воспоминаниями о прошлых временах. Такие беседы часто переходили в игры и пиршество.
Если в поселении была женщина, которую обвиняли в клевете, она могла очистить свое имя в этот день, плетя большой венок. Вступая в центр венка, она приглашала всех, кто разносил слухи о ней.