Бензин и дизель в сентябре: эксперты прогнозируют замедление роста цен

Что будет с розничными ценами на бензин в сентябре
Иллюстрация: ftimes.ru

Москва, 18:50, 11 Сен 2025, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.

В августе автомобилисты ощутили на себе ощутимый рост стоимости топлива: розничные цены на бензин и дизель подскочили в среднем на 3%, а с начала года подорожание превысило 6%. Однако уже в сентябре ситуация, по оценке экспертов, постепенно стабилизируется. Как отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, топливо в первый месяц осени не прибавит в цене более чем на 1%.

Почему топливо дорожало летом

Традиционно август является «пиковым» месяцем на рынке нефтепродуктов. Сказывается сразу несколько факторов:

  • повышенный спрос со стороны автотуристов — в разгар отпусков многие россияне отправляются в поездки на личных автомобилях;
  • плановые ремонты НПЗ — периодические остановки заводов приводят к сокращению объемов переработки и создают дефицит на рынке;
  • рост биржевых котировок — летом цены на топливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже достигли исторических максимумов.

В результате, особенно заметно подорожание отразилось на независимых АЗС. Если крупные нефтяные компании могут частично компенсировать рост цен за счет собственных поставок, то небольшие заправки закупают топливо на бирже и вынуждены перекладывать затраты на потребителей. По словам Юшкова, разница в стоимости литра бензина на таких АЗС по сравнению с сетевыми могла доходить до 1–2 рублей.

Сентябрь: рынок входит в «спокойную фазу»

С окончанием сезона отпусков давление на рынок ослабевает. Спрос на моторное топливо снижается, что сдерживает рост цен. По данным биржи, в начале сентября котировки на бензин и дизель немного отступили от рекордных уровней. Так, бензин АИ-92 стоил 71,68 тыс. рублей за тонну против исторического максимума в 72,66 тыс., АИ-95 — 80,26 тыс. рублей против 82,38 тыс. рублей.

«Чем ближе к концу сентября, тем проще будет ситуация, —

поясняет эксперт. —

Сезон отпусков завершился, а вместе с ним снизилась нагрузка на рынок. Конечно, топливо дешеветь не станет, но и значительных скачков цен мы уже не увидим».

Независимые АЗС могут снизить цены

Интересно, что именно небольшие сети, которые в августе продавали топливо дороже, в сентябре могут пойти на символическое снижение цен. Это связано с коррекцией биржевых котировок: закупки становятся немного дешевле, и часть заправок будет стараться удержать клиентов, предлагая более привлекательный прайс.

Проблемы с дефицитом уходят

Летом дефицит топлива особенно остро ощущался в ряде регионов — в Крыму и на Дальнем Востоке. Однако к осени ситуация выравнивается. Российские перерабатывающие мощности позволяют перерабатывать свыше 300 млн тонн сырья в год при внутреннем потреблении порядка 170 млн тонн. То есть структурный дефицит стране не грозит, а локальные перебои связаны именно с сезонными факторами и логистикой.

Перспективы: нефть и внутренний рынок

Важным фактором остается динамика мировых цен на нефть. При падении котировок, как ранее пояснял Юшков, внутренний рынок также получает шанс на облегчение ценового давления. Однако эксперты подчеркивают: механизм ценообразования в России таков, что заметного удешевления топлива ждать не приходится. Скорее речь идет о стабилизации и умеренном росте в пределах инфляции.

Автомобилистам в сентябре стоит готовиться к более спокойной динамике цен. Если в августе рост на 3% стал болезненным ударом по кошельку, то в первый месяц осени повышение не превысит 1%. Независимые заправки могут даже немного снизить стоимость топлива, чтобы удержать клиентов. В целом же рынок входит в фазу стабилизации, и «топливных качелей» ближайшие недели уже не обещают.