Бензин и дизель в сентябре: эксперты прогнозируют замедление роста цен
Москва, 18:50, 11 Сен 2025, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.
В августе автомобилисты ощутили на себе ощутимый рост стоимости топлива: розничные цены на бензин и дизель подскочили в среднем на 3%, а с начала года подорожание превысило 6%. Однако уже в сентябре ситуация, по оценке экспертов, постепенно стабилизируется. Как отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, топливо в первый месяц осени не прибавит в цене более чем на 1%.
Почему топливо дорожало летом
Традиционно август является «пиковым» месяцем на рынке нефтепродуктов. Сказывается сразу несколько факторов:
- повышенный спрос со стороны автотуристов — в разгар отпусков многие россияне отправляются в поездки на личных автомобилях;
- плановые ремонты НПЗ — периодические остановки заводов приводят к сокращению объемов переработки и создают дефицит на рынке;
- рост биржевых котировок — летом цены на топливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже достигли исторических максимумов.
В результате, особенно заметно подорожание отразилось на независимых АЗС. Если крупные нефтяные компании могут частично компенсировать рост цен за счет собственных поставок, то небольшие заправки закупают топливо на бирже и вынуждены перекладывать затраты на потребителей. По словам Юшкова, разница в стоимости литра бензина на таких АЗС по сравнению с сетевыми могла доходить до 1–2 рублей.
Сентябрь: рынок входит в «спокойную фазу»
С окончанием сезона отпусков давление на рынок ослабевает. Спрос на моторное топливо снижается, что сдерживает рост цен. По данным биржи, в начале сентября котировки на бензин и дизель немного отступили от рекордных уровней. Так, бензин АИ-92 стоил 71,68 тыс. рублей за тонну против исторического максимума в 72,66 тыс., АИ-95 — 80,26 тыс. рублей против 82,38 тыс. рублей.
«Чем ближе к концу сентября, тем проще будет ситуация, —
поясняет эксперт. —
Сезон отпусков завершился, а вместе с ним снизилась нагрузка на рынок. Конечно, топливо дешеветь не станет, но и значительных скачков цен мы уже не увидим».
Независимые АЗС могут снизить цены
Интересно, что именно небольшие сети, которые в августе продавали топливо дороже, в сентябре могут пойти на символическое снижение цен. Это связано с коррекцией биржевых котировок: закупки становятся немного дешевле, и часть заправок будет стараться удержать клиентов, предлагая более привлекательный прайс.
Проблемы с дефицитом уходят
Летом дефицит топлива особенно остро ощущался в ряде регионов — в Крыму и на Дальнем Востоке. Однако к осени ситуация выравнивается. Российские перерабатывающие мощности позволяют перерабатывать свыше 300 млн тонн сырья в год при внутреннем потреблении порядка 170 млн тонн. То есть структурный дефицит стране не грозит, а локальные перебои связаны именно с сезонными факторами и логистикой.
Перспективы: нефть и внутренний рынок
Важным фактором остается динамика мировых цен на нефть. При падении котировок, как ранее пояснял Юшков, внутренний рынок также получает шанс на облегчение ценового давления. Однако эксперты подчеркивают: механизм ценообразования в России таков, что заметного удешевления топлива ждать не приходится. Скорее речь идет о стабилизации и умеренном росте в пределах инфляции.
Автомобилистам в сентябре стоит готовиться к более спокойной динамике цен. Если в августе рост на 3% стал болезненным ударом по кошельку, то в первый месяц осени повышение не превысит 1%. Независимые заправки могут даже немного снизить стоимость топлива, чтобы удержать клиентов. В целом же рынок входит в фазу стабилизации, и «топливных качелей» ближайшие недели уже не обещают.