Ученые определились с пятью самыми «похожими на Землю» экзопланетами

Москва, 20:40, 18 Ноя 2015, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Можно сбиться со счета по количеству обнаруженных экзопланет, «похожих на Землю». Среди почти 2000 экзопланет, найденных на сегодняшний день, неудивительно, что многие из них будут похожи на нашу планету в некотором роде. Но достаточен ли сам факт того, что экзопланета похожа на Землю, чтобы она могла на самом деле быть обитаемой?

Многие претензии об обитаемости экзопланет сильно преувеличены. Экзопланета GJ1132b была анонсирована, как проект MEarth, то есть, «возможно, самая важная планета из когда-либо найденных за пределами Солнечной системы». В то же время, одна из ближайших экзопланет, схожих с Землей, расположена недалеко от своей звезды и имеет температуру поверхности в несколько сотен градусов Цельсия.

Хороший способ оценить, насколько планета обитаема, дает Индекс схожести с Землей (ESI). Это число вычисляется из радиуса экзопланеты, плотности, температуры поверхности и второй космической скорости, которая является минимальной скоростью, необходимой, чтобы вырваться в космос с поверхности планеты. Для многих экзопланет у человечества нет всех этих измерений, поэтому некоторые из них должны быть оценены на основе наилучшей имеющейся информации. ESI колеблется от 0 до 1. В нашей Солнечной системе, Марс имеет ESI=0,64 (такой же, как у Kepler 186f), а Венера получила ESI=0,78.

Астрофизики выделили 5 главных кандидатов на «Землю-2», исходя из их значения ESI:

1. Kepler 438b

Kepler 438b (ESI=0,88) имеет самый высокий ESI из экзопланет. Обнаружена в 2015 году возле красного карлика, который значительно меньше и холоднее нашего Солнца. Радиус планеты только на 12% больше, чем у Земли. Она вращается вокруг звезды, которая расположена на расстоянии 470 световых лет от Земли за 35 дней и находится в обитаемой зоне, области вокруг звезды, которая не является ни слишком горячей, ни слишком холодной и способной поддерживать жидкую воду на поверхности.

Подобно другим экзопланетам, вращающимся вокруг слабых звезд, масса планеты не измерялась, но если ее состав каменистый, она может быть только в 1,4 раза тяжелее Земли, с температурой на поверхности между 0°C и 60°C. Тем не менее, ESI не надежный метод для классификации земной природы планеты. Недавно было обнаружено, что звезда Kepler 438 регулярно посылает мощные вспышки излучения, которое может сделать планету непригодной для жизни.

2. Gliese 667Cc

Gliese 667Cc (ESI=0,85) была обнаружена в 2011 году на орбите красного карлика Gliese 667 в тройной звездной системе, в 24 световых лет от нас. Она была найдена методом радиальной скорости. Масса планеты оценивается в 3,8 раза больше Земли, но мы не знаем ее размер. Это происходит потому, что планета не проходит перед своей звездой, что позволило бы нам измерить ее радиус. С периодом обращения 28 дней, она находится в зоне обитаемости этой звезды, с поверхностной температурой около 5°С.

3. Kepler 442b

Kepler 442b (ESI=0,84) планета в 1,3 раза больше Земли, обнаружена в 2015 году. Она находится на орбите звезды, которая холоднее, чем Солнце, примерно в 1100 световых лет от нас. Ее орбитальный период равен 112 дней. Планета находится в обитаемой зоне своей звезды, но с температурой на поверхности, которая может быть ниже -40°С. Однако, для сравнения, температура на Марсе может быть -125°с вблизи его полюсов в зимний период. В очередной раз масса экзопланеты не известна, но если она каменистая, то окажется в 2,3 раза больше массы Земли.

4. Kepler 62e & 62f

Эти две планеты (ESI=0,83 & 0,67) были обнаружены в 2013 году телескопом Kepler, который разглядел их транзиты перед своей звездой. Эта звезда, расположенная примерно в 1200 световых лет от нас, несколько прохладнее, чем Солнце. С планетарными радиусами в 1,6 и 1,4 раза больше Земли, соответственно, их орбитальные периоды 122 и 267 дней означают, что они обе входят в обитаемую зону звезды. Их массы не были измерены, но оцениваются более, чем в 30 раз выше массы Земли в каждом конкретном случае. Температура каждой планеты может позволить жидкой воде существовать на их поверхности, в зависимости от их состава атмосферы.

5. Kepler 452b

Kepler 452b (ESI=0,83) был обнаружен в 2015 году и был первой потенциальной планетой земного типа, вращающейся в обитаемой зоне звезды, похожей на наше Солнце. Планета радиусом в 1,6 раза больше Земли. Период вращения по орбите 385 дней. Звезда находится на расстоянии в 1400 световых лет от нас. Масса неизвестна. Предполагается, что температура на поверхности планеты составляет от -20°C до +10°С.

Как мы видим, даже самые похожие на Землю экзопланеты, могут быть не в состоянии поддерживать жизнь из-за активности своей звезды, которая может очень отличаться от нашего Солнца. Другие имеют размер или температуры, которые не совсем совместимы с жизнью. Гораздо больше возможностей открыть «землеподобные» планеты за пределами Солнечной системы у человечества появится поле ввода в 2024 году космического аппарата ESA PLATO, специально предназначенного для подобных целей.