Опасные планы Дональда Трампа по милитаризации космоса
Москва, 08:40, 01 Сен 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.
Министр обороны США Марк Эспер, генерал Джон Рэймонд, командир SpaceCom, и Дональд Трамп в Вашингтоне на прошлой неделе
С момента создания на прошлой неделе космического командования США (SpaceCom), землянин Дональд Трамп присвоил себе титул «Главнокомандующего Вселенной».
Хотя это может быть большим шагом для человека в Белом доме, это гигантский скачок назад для человечества. Сразу же после своей неуверенной попытки расширить американские границы путем покупки Гренландии, Трамп теперь предлагает США иметь право колонизировать космическое пространство, рассматривая его как зону свободного ведения огня для неограниченной конкуренции сверхдержав в «следующей области военных действий». Но Вселенная не принадлежит Америке.
В Договоре по космосу 1967 года четко говорится, что космос свободен для исследования и использования всеми странами и что ни одна страна не может претендовать на суверенитет над космическим пространством или каким-либо небесным телом. Он также запрещает размещение в космосе ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. Необычно, что это международный договор, который США фактически подписали и ратифицировали, а, значит, должны почитать его.
Хотя Трамп и его космические бойцы из Пентагона могут утверждать, что они не намерены устанавливать суверенный контроль США над Вселенной, их заявленное намерение установить исключительное, неоспоримое американское господство равносильно тому же. К сожалению, договор не запрещает военную деятельность в космосе, военные космические силы или вооружение — и именно эти опасные цели лежат в основе новой миссии SpaceCom.
По словам генерала Джона Рэймонда, командира SpaceCom, быть главной собакой в космосе — это «жизненно важный [американский] национальный интерес», которому угрожают конкуренты, особенно Китай и Россия.
«Масштабы, масштабы и сложность этой угрозы … реальны и важны», — сказал он. «Хотя космос — это область военных действий, наша цель состоит в том, чтобы на самом деле сдерживать конфликт, распространяющийся в космос. Лучший способ, которым я знаю, — это быть готовым сражаться и побеждать … Мы лучшие в мире в космосе».
Как насчет лучших в космосе? Странно, что США считает необходимым постоянно отстаивать свое превосходство. Это пахнет неуверенностью. И почему военное мышление США настолько глухо и слепо к истории, что не может распознать старое, циклическое мышление «угроза = контр-угроза = большая угроза», которое дало безумно опасную американо-советскую гонку ядерных вооружений?
Неспособные или не желающие извлекать уроки из прошлого, американские генералы нашли новый фронт битвы — и в Трампе кто-то слишком рад поощрять агрессивное поведение. Что, по их мнению, произойдет дальше? Другие страны, встревоженные этой «небесной гегемонией», будут стремиться соответствовать или превосходить возможности США. Как и сам космос, потенциал разрушительного соперничества бесконечен.
Для правительств вполне разумно хотеть защитить спутниковые системы связи и навигации, скажем, от ракет-перехватчиков наземного базирования и радиоэлектронной борьбы. Законно стремиться быть «ведущим игроком в космосе», как заявил в июле Пенни Мордаунт, бывший министр обороны Великобритании, излагая британские цели. Несомненно, что космос предоставляет уникальные возможности для потенциально коммерчески ценных научных и медицинских исследований, инноваций, разведки и гражданских путешествий.
Но путь к тому, чтобы космос не стал еще одной «областью военных действий», заключается не в том, чтобы начать вооруженную гонку за национальное преимущество. Чтобы избежать милитаризации космоса и, как следствие, риска будущего конфликта, все заинтересованные страны должны работать вместе, чтобы создать международный космический орган, которому поручено обеспечивать соблюдение обязательных новых правил, закрепленных в обновленном, одобренном ООН договоре. Будут ли они делать это? Увидим…