Ученые-астрономы выявили причину яркой вспышки на Юпитере

Москва, 01:00, 09 Окт 2019, редакция FTimes.ru, автор Юлия Савельева.

Исследователи обнаружили причину непонятной вспышки на планете Юпитер. Ее зафиксировал два месяца назад американский астроном-любитель Итан Чаппел, наблюдая за небом из телескопа в собственном дворе.  Видеозапись необычного явления стала предметом исследования астрономов из Технического университета (Флорида). Ученые провели анализ и представили отчет на Конгрессе планетарных наук.

Астрономы назвали тело, которое врезалось в Юпитер

В начале августа этого года Итан Чаппел из США вел наблюдение за Юпитером, используя любительский телескоп. Оборудование он установил на площадке за собственным домом, расположенном в городке Сиболо (штат Техас). Вдруг астроном увидел, как что-то яркое вспыхнуло на краю диска Юпитера и сразу погасло. Об этом сообщает «МИР 24».

Поскольку все, что фиксировал телескоп, автоматически записывалось, сохранилось видео этого явления. Благодаря этому было установлено, что вспышка длилась 1,5 секунды и произошла в 23:07 по местному времени. Чаппел сразу же сел за домашний компьютер и загрузил видео в сервис DeTeCt – программу, созданную специально для отслеживания  перемен на Юпитере.

После происшествия ряд американских ученых проанализировали данные и результаты представили на Европейском конгрессе планетарных наук (EPSC). В отчете сказано, что яркость вспышки свидетельствует о том, что космическое тело имело диаметр от  12 до 16 метров и весило примерно 450 тонн. Также исследователи проанализировали кривую блеска и просчитали плотность объекта, выяснив, что тело не могло быть кометой. Все характеристики указывают на то, что причиной вспышки был железокаменный астероид.

Ученые выяснили, что астероид разрушился в верхних слоях атмосферы – в 80 км от границы, а мощность его взрыва предположительно составила 240 килотонн в тротиловом эквиваленте. Таким образом, если сравнивать со взрывом Челябинского метеорита, то взрыв на Юпитере по мощности был  вполовину меньше.

Напомним, Юпитер является самой крупной планетой Солнечной системы. Его диаметр – 140 тыс. км (превышает Землю в 11 раз), а масса больше земной в 317 раз. По удалённости от Солнца Юпитер расположен на пятом месте. Планета получила название “газового гиганта”, поскольку в основном состоит из водорода и гелия. Юпитер имеет большое семейство спутников, часто называемое “Солнечной системой в миниатюре”. Так, на сегодняшний день ученые зафиксировали у него 69 лун.

Известно, что планета излучает на 60% больше тепла, чем дает ей Солнце. По оценкам астрономов, это происходит по причине медленного сжатия Юпитера под действием собственной гравитации. Мощнейшие радиационные пояса “газового гиганта” являются угрозой для космических кораблей и аппаратов, пролетающих вблизи. Например, чтобы защитить электронику зонда Juno от радиации Юпитера, ученые-инженеры придумали поместить ее в титановый контейнер с толщиной стен более сантиметра.