Эксперты раскрыли схему мошенничества, где жертва становится соучастником

Москва, 21:46, 09 Фев 2020, редакция FTimes.ru, автор Кристина Диденко.

Эксперты раскрыли новый метод обмана держателей банковских карт. В нем преступники способны сделать жертву соучастником преступления. Об этой схеме мошенничества и о тех, кто находится в зоне риска, рассказали в материалах издания «Газета.Ru».

Детальнее о схеме

Всё чаще в России используют схему, по которой честный гражданин, не теряя деньги, может оказаться на скамье подсудимых. Эту информацию сообщили в компании Infosecurity a Softline Company, которая занимается проблемами кибербезопасности.

До недавнего момента, распространённым методом обмана считали ситуацию, когда человеку приходило сообщение о якобы поступивших деньгах. После этого жертве звонили с просьбой вернуть средства, переведенные ошибочно. Проконтролировать честность звонящего в таком случае несложно – достаточно просто зайти в личный кабинет. Там держатель карты мог убедиться, что сумма средств не изменилась и отказать звонившему.

Новая волна

Но в соцсетях стали говорить о всплеске нового вида обмана с переводами. Это работает так: на счёт жертвы поступают реальные деньги, часто очень существенные – к примеру, 80 тысяч рублей и больше. Через короткое время злоумышленник звонит с просьбой вернуть средства, отправленные по ошибке. Он диктует номер своей карты, я с которой якобы отправлялись деньги, в расчёте на то, что человек не станет сопоставлять информацию.

Честные граждане обычно соглашаются вернуть деньги на продиктованный номер банковской карты. В ответ собеседник благодарит и предлагает оставить себе часть средств в качестве награды за беспокойство. И эта уловка очень хорошо действует.

Но на самом деле все далеко не так радужно: человек становится соучастником мошенничества. Почему, спросите? Всё очень просто: гражданину звонит преступник, который занимается в Интернете реализацией несуществующих товаров. Об этом рассказал директор по стратегическим коммуникациям Александр Дворянский.

Накануне преступник пообещал покупателю фейковую продукцию, продиктовав номер карты жертвы. Далее покупатель, не получивший товар, идёт к правоохранителям и пишет заявление, указывая те самые цифры карты, поскольку он уверен, что держатель карты его обманул.

Доказать непричастность оказывается сложно. Так мошенник остаётся с «прибылью», полученной от покупателя, которые перевёл ему держатель карты. Последний и становится третьим звеном в схеме.

Откуда информация?

Тут появляется резонный вопрос – откуда номер карты и номер телефона? С большой долей вероятности данные купили: или напрямую у сотрудников банковской организации, или на спецфорумах в «даркнете».

Кроме того, утечки сведений из финорганизаций – не редкость. Осенью опубликовали отчёт Банка РФ о работе ФинЦЕРТ, где было раскрыто официальное количество утечек персональных сведений. За первую половину года обнаружено около 13 тысяч предложений о покупке/продаже баз данных. В 12% случаев речь шла о базах КФО.

К концу 2019 года раскрылась информация о нескольких инцидентах утечек в крупных банковских организациях, но не всегда они виноваты. Часто люди сами публикуют номер мобильного или банковской карты в соцсетях и на форумах. Для онлайн-покупок лучше завести отдельный пластик.

Выводы

Если человеку звонит неизвестный номер с просьбой возвратить зачисленную по ошибке сумму, то не нужно самостоятельно пытаться урегулировать вопрос. Следует связаться с консультантом банка с просьбой вернуть средства отправителю.

Когда ошибка уже совершена и деньги отправлены обманщику, стоит собрать доказательства введения в заблуждение. Для этого стоит обратиться в банк с заявлением о мошенничестве, приложив скрины сообщений, которые относятся к инциденту. Кроме того, обязательно стоит записать номер мобильного и карты, которую продиктовал преступник.