Лаймдота Страуюма: «Мы не будем возвращаться в Советский Союз»
Москва, 14:38, 27 Апр 2015, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.
В преддверии саммита «Восточного партнерства» в мае, премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма, которая в настоящее время председательствует в ЕС, предупредила, что в случае необходимости, статья 5 договора НАТО будет исполнена. Мы не будем возвращаться в Советский Союз, она рассказала в эксклюзивном интервью EurActiv.
Европа медленно, но верно возвращается к экономическому росту. Структурные реформы и инвестиции являются основой для ускорения устойчивого восстановления. Латвия — это история успеха, которая показывает путь. Как это может вдохновить других?
Как вы уже сказали, структурные реформы, бюджетная консолидация, стимулирование экспорта и привлечение инвестиций являются инструментами, используемыми Латвией, чтобы достичь одного из самых высоких показателей темпов роста в ЕС. Я бывала на различных форумах в различных странах. Я не вижу любые другие варианты, помимо привлечения инвестиций, содействия экспорту и повышения конкурентоспособности, в том числе конкурентоспособного образования, и структурных реформ. Таковы предпосылки для того, чтобы иметь деньги, которые мы тратим.
В долгосрочной перспективе, мы не можем продолжать жить в кредит. В конце концов, все кредитные линии закончатся, и тогда кризисы и всякие турбулентности начинают происходить. Мы должны иметь последовательную политику, которую мы реализуем шаг за шагом, мы должны достичь роста шаг за шагом, и этот рост должен также дополняться социальными улучшениями.
Одной из основных проблем в Европе — это инвестиции. План Юнкера направлен на возобновление инвестиций и доверия в ЕС. Это будет ваше наследие?
Я очень рада, что 10 марта, министры финансов ЕС, в ECOFIN, утвердили Европейский инвестиционный план в Совете. Президент Европейского парламента Мартин Шульц также присутствовал, и он пообещал, что парламент сделает все возможное, чтобы убедиться, что Юнкером был утвержден план во время председательства Латвии.
Я с ним поговорила сама, и я обращалась ко всем основным политическим группам в Европейском парламенте, и они все обещали поддержать этот план. С другой стороны, очень важно, чтобы убедиться, что структурные фонды запущены как можно скорее.
Вы сказали в своем вступительном слове в январе, что вы хотите увидеть более взаимодействующий и глобально ответственный Европейский Союз. Что будет признаком успеха?
По поводу глобального взаимодействия Европы, есть два измерения. Есть экономическое сотрудничество и политическое сотрудничество.
На экономический аспект, Совет согласился ускорить процесс переговоров по торговым соглашениям, ТТИП (Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство) — в работе. Они, вероятно, не будут завершены во время председательства Латвии, но мы убеждены, что они будут завершены в течение люксембургского президентства.
Затем в мае, мы будем проводить саммит «Восточного партнерства» в Риге. Совместная Платформа политики партнерства является очень важной для Европы, но и подходы к каждой стране должны быть адаптированы, потому что они являются шестью очень разными странами. Я искренне верю, что этот саммит будет успешным и станет источником вдохновения для всех шести стран Восточного партнерства, как для гражданских обществ и их экономического сотрудничества.
Наши президенты озабочены террористическими актами в Париже, и это, конечно, привело нас, к увеличению безопасности, как нашему четвертому приоритету.
Мы сделаем все возможное, чтобы убедиться, что общие направления Европейской стратегии безопасности утвердятся Советом в июне. Впереди еще много предстоит сделать, не только в рамках Восточного партнерства, но и Южного соседства. Высокий представитель работает очень активно по Ливии, например.
Существует, очевидно, четкий политической импульс, чтобы двигаться вперед к европейской стратегии безопасности. Чего вы хотите добиться?
Мы начнем обсуждать политику безопасности в ближайшем будущем. Я не думаю, что нам удастся пройти все раунды переговоров быстро, но нам придется действовать шаг за шагом. Нам удалось протолкнуть Директивы по записям регистрации данных пассажиров, которые сейчас обсуждается в Европейском парламенте, и я надеюсь, что они примут их. Но для обеспечения безопасности, требуется много координации и информационного обмена.
Вы чувствуете возрастание политического управления на ТТИП, несмотря на блокирование со стороны гражданского общества?
Мы имели дискуссию о ТТИП в Европейском Совете в этом месяце, и все 28 государств-членов поддержали политические рамки для ТТИП потому, что это приносит значительные экономические выгоды.
Состоялась дискуссия по вопросу о защите инвестиций, например, и некоторых других вопросах, которые вызвали разногласия. Но все страны считают, что мы должны иметь это соглашение о свободной торговле с экономической и экспортной точки зрения.
Я также хотела бы провести параллели с Латвийской экономикой. Мы маленькая экономика, и если бы не инвестиции из структурных фондов и наш экспорт, мы бы не смогли оправиться от кризиса так же успешно, как мы имеем.
Мы полагались на экспорт, и он вытащил нас из экономической ямы. То же самое касается торговых отношений ЕС и США. Комиссия заявила, что подписание ТТПИ могло бы принести еще €100 млрд. инвестиций в Европе.
Мы принимаем правильные решения относительно России? Страны Балтии находятся на передней линии.
Ну, во-первых, происходящее в Украине является абсолютно неприемлемым. Аннексии части страны в Европе в 21-м веке совершенно неприемлемы. Поэтому постоянно демонстрируемая поддержка Россией сепаратистских сил в Украине — это не способ завоевать наше доверие.
И учитывая наше прошлое в Прибалтике, и нашу историю с Россией, это очень важно для нас, чтобы быть в ЕС и НАТО. НАТО учебной подготовкой в Латвии, Прибалтике и Польше помогает гарантировать нашу безопасность, поэтому будет защищать нас, и при необходимости, статья 5 договора НАТО будет исполнена, потому что это касается нашей истории: мы не будем возвращаться в тоталитарный режим, подобный Советскому Союзу.
Латвийские президенты сосредотачивали свое внимание на сильной, конкурентоспособной на мировом рынке, цифровой Европе. Если вам придется оставить им наследство, что бы это могло быть?
Я надеюсь, что нам удастся завершить Европейский инвестиционный план, и я надеюсь, что саммит Восточного партнерства принесет выгоды для стран-партнеров, но с цифровой Европой и цифровой повесткой дня, мы уже улучшили правила для снижения расходов на роуминг и защиту данных, и мы движемся в этом направлении.
Я надеюсь, что комиссией будет утверждена совместная стратегия для цифрового единого рынка. В марте мы начали строить энергетический Союз. Вот эти вещи, которые мы хотели бы оставить позади.
Наше видение заключается в создании конкурентоспособной Европы и вдохновляющей Европы. Конечно, эти проекты — важные шаги, но в плане видения, конкурентоспособности и вдохновения — это то, что важно для нас. Я хотела бы связать экономический рост с повышением социальной интеграции.