Как дача Хрущева спасла скандальный фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён!»

Москва, 09:00, 24 Янв 2023, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.

У любимого фильма миллионов граждан Советского Союза и многих современников «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён!» очень интересная и богатая история. Снимался он долго и трудно, съемки были под угрозой срыва. Журналисты ФТаймс узнали, почему эта кинолента была признана антисоветской и антихрущевской, произвела вокруг себя фурор и скандал, и кто наконец-то кто помог ей появиться на экранах и стать настоящим хитом.

«Похабная антисоветская картина»

Ректор Всесоюзного института кинематографии Александр Грошев, еще только прочитав сценарий студента Элема Климова, предложил запретить съемки будущего фильма. Он не был обозленным и не пытался помешать. Наоборот — он пытался уберечь Климова от начала карьеры с такой проблемной картины, которая, кстати, была дипломной работой. В «Мосфильме» сразу рассмотрели талант и перспективный сценарий, тотчас же взявшись на кинокартину. Это был первый полноценный фильм Элема Климова, который до этого занимался съемками только короткометражек.

Климов решил снять фильм в качестве мягкой сатиры на советское общество с высмеиванием бюрократов, стукачей и блата. В итоге же получилась добрая и очень смешная комедия на все времена. Но какую дорогу прошел этот фильм?

Почему советский фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён!» вызвал грандиозный скандал

Климов получил разрешение на съемки своего фильма. Но тут-то и началась череда скандалов и нестыковок.

Сначала в «Мосфильме» потребовали утвердить на роль начальника лагеря комического актера типа Николая Парфенова или Михаила Пуговкина. Но молодой режиссер настоял на своем, выбрав лицо «поинтеллигентнее», а именно Евгения Евстигнеева. При этом автор работы заявил: либо это будет его кумир Евстигнеев, либо он сам отказывается продолжать съемки картины.

Школьников играли ученики ближайших московских школ, в том числе и яркие персонажи Витя Косых и Слава Царев. Кстати, дети все должны были уметь плавать, но на съемках выяснялось, что умеют это делать не все. Тогда юных актеров учили держаться на воде в течение всего одной недели. Такая же история сложилась и с картами. Дети играть в карты не умели, а по сценарию должны были. Здесь за молодежь уже взялся сам Евгений Евстигнеев.

Элим Климов очень боялся, что в любой момент съемки фильма могут быть прерваны, поэтому молодой режиссер поторапливал процесс. Так, дедлайн изначально назначили на лето 1964-го, а весь материал отсняли уже к декабрю 1963 года.

Фильм снимали в пионерском лагере «Воркутауголь», в «Орлёнке» и в пионерском лагере под Ростовом-на-Дону. С детьми работать было очень трудно, ведь ночью они убегали и играли в войнушки, а утром их не могли добудиться. Кроме того, с некоторыми эпизодами возникли серьезные проблемы. Например, пионеры не согласны были раздеваться догола, залезая в крапиву. И боялись они отнюдь не ожогов растения, а посторонних глаз, особенно  женских. Наконец дети дали согласие, но при условии, что женщины на съемочной площадке в это время отвернутся.

А еще был риск срыва съемок по причине попытки побега мальчиков — участников сцены полета над рекой. Они отказывались быть подвешенными проволокой для создания иллюзии полета. Это было больно, и дети боялись этой сцены.

Наконец, сцену того, как Иночкин поедает суп, снимали двадцать семь раз, и все это время Витя Косых, который играл этого героя, должен был показывать, насколько он голоден. После этого мальчика тошнило, и он больше не мог смотреть на рассольник.

Чиновникам не понравилось

И вот начальство пожаловало к Климову, чтобы посмотреть отснятый материал. Делегация в составе председателя Госкино Романова и его заместителя Баскакова посмотрели самые «безобидные» сцены, и им они не понравились. После завершения съемок Климов получил телеграмму с требованием прекратить работу. Но сделал вид, что ничего не получал, и продолжил съемки, понимая, что ему вряд ли удастся пройти цензуру.

Так и произошло. Первый просмотр прошел в абсолютной тишине, и в конце ректор ВГИКа резюмировал: «Похабная антисоветчина!», антисоветский и антихрущевский фильм. Кстати, почему антихрущевский, потому что во время воображаемых похорон бабушки Кости Иночкина усмотрели сходство фотографии бабушки с первым секретарём ЦК КПСС, обвинив Климова в том, что он «хоронит Хрущёва». Тут-то и запретили фильм.

Но дальше события развивались довольно интересно. Кинокартину спас профессор ВГИКа Герасимов, который подстроил все так, что отснятый материал попал на дачу Хрущева. Тот посмотрел фильм, нашел его смешным и дал добро к показу. В итоге фильм вышел, а Климов получил диплом с отличием.

Качество картины оценили как простые зрители, так и критики.