Гениальный ученый Бехтерев отдал свою жизнь за поставленный Сталину диагноз
Москва, 00:17, 20 Июн 2019, редакция FTimes.ru, автор Юлия Савельева.
Во все времена профессия “придворного” медика была очень опасной, ведь ответственность за жизнь правителя — это огромный риск понести наказание за его смерть или “неудобный” диагноз. Русских царей чаще всего лечили иноземцы и большинство из них не дожило до тихой и спокойной старости. С приходом советской власти, ситуация только усугубилась идеологическими моментами.
Пойти наперекор Сталину или высказать ему неутешительный диагноз было просто смертельно опасно. Известный ученый, к которому прислушивался даже последний российский император, стал жертвой властного тирана — Сталина.
Роковой диагноз
В начале прошлого века Институтом по изучению мозга и психической деятельности руководил академик В. М.Бехтерев. Выдающийся ученый приехал в Москву 23 января на первый Всесоюзный съезд психиатров и невропатологов, но ему не разрешили сразу проследовать на встречу с коллегами, объявив, что он срочно нужен в Кремле.
Уже по дороге ему объяснили, что его консультация нужна самому Иосифу Виссарионовичу, который обеспокоен состоянием “сохнущей” руки. Возможно помощники вождя читали статью великого ученого о возможностях гипноза при лечении “сухоруких, расслабленных и мнимо умерших”, поэтому и пригласили его для консультации.
Авторитет ученого был настолько велик, что несмотря на все его звания и регалии, полученные еще при царском режиме, ему разрешили работать и продолжать научные изыскания. При царе академик состоял в чине генерал-майора медицинской службы в армии Российской империи, руководил императорской Военно-медицинской академией, а после прихода большевиков не уехал за границу, как большинство его коллег, и продолжал работать в России. Он несколько раз приезжал к Ленину в Горки, когда тот был при смерти.
Само собой разумеется, никто не присутствовал на той роковой консультации Сталина. О чем говорил известный врач узнать не удалось, но знавшие Бехтерева люди утверждали, что он не обращал внимания на высокие посты пациентов и говорил им в глаза только правду и делал это абсолютно открыто. Когда открылись двери кабинета Сталина, то до присутствующих в приемной отчетливо донеслось одно слово — “паранойя” и это стало приговором самому ученому. Совершенно понятно, что Сталин не прощал даже меньших обид, а оставить незамеченным такой диагноз он наверное не смог потому, что выводы Бехтерева оказались совершенно правильными.
Осведомленность Сталина хорошо известна. Ему сразу же доложили о словах академика, когда тот все же приехал на съезд. Объясняя свое опоздание, Владимир Михайлович сказал, что ему пришлось осмотреть «сухорукого параноика». Такого оскорбления Сталину не наносил еще никто, но действовать открыто было невозможно, слишком уж заметной была личность ученого.
Яд вместо пули
Не прошло и суток как врач, распознавший болезненную склонность вождя к мнимым опасностям, вдруг скоропостижно скончался. Внезапную смерть видного деятеля медицины, отличавшегося крепким здоровьем, объяснили простым пищевым отравлением. Официальная версия была опубликована в газете «Известия». В ней говорилось, что Бехтерев съел несвежие бутерброды в буфете Большого театра. К нему приехал профессор Бутурмин, который поставил диагноз кишечное расстройство. Интересно, что и сам Бутурмин и его соратник доктор Погосьянц имели на своем послужном счету немало загадочных смертей пациентов, которые были неугодны руководству страны. Так, Погосьянц оперировал М. В. Фрунзе, которому удаление язвы стоило жизни. Также загадочно умер и нарком А. Д. Цюрупа, а его лечащим врачом был профессор Бутурмин.
Самым загадочным является диагноз, поставленный академику — желудочное заболевание. Сложно поверить в непрофессионализм профессора, который не потрудился точнее описать суть этой болезни приведшей к быстрой смерти. Сейчас можно только предположить, что врач понимал, что он имеет дело с отравлением ядом, а не с кишечными коликами или обычным гастритом. Возможно, он даже знал по какой причине Бехтерева отравили, но молчание было необходимым условием для его собственного выживания.
Примечательно, что тело выдающегося ученого было немедленно кремировано, и сделано это якобы по решению консилиума кремлевских врачей. Члены семьи Бехтерева были решительно против, но их мнение никого не интересовало. После кремации следы отравления обнаружить практически невозможно, поэтому это подлое преступление так и осталось нераскрытым. Родных академика репрессировали, внуки его попали в детский дом с клеймом “дети врага народа”.
Каждый образованный человек должен знать, что кроме огромного вклада в медицину, Бехтерев первым описывал такие явления, как массовые истерии, влияние моды, силу пропаганды и рекламы — он называл эти явления “психической заразой”. Ему принадлежит и точное описание поведения толпы, направляемой ловкими подстрекателями. События украинского майдана 2014 года подтвердили каждое слово ученого.
Владимир Михайлович писал:
«Достаточно, чтобы кто-нибудь возбудил в толпе низменные инстинкты и толпа, объединившаяся благодаря возвышенным целям, становится, в полном смысле этого слова, зверем, жестокость которого может превзойти всякое вероятие. Иногда достаточно одного брошенного слова, одной мысли или даже одного мановения руки, чтобы толпа разразилась рефлексивно жесточайшим злодеянием, перед которым бледнеют все ужасы грабителей».