Эксперт-вирусолог дает прямые ответы на ключевые вопросы о коронавирусе

Москва, 11:43, 05 Апр 2020, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Вирусолог из Кентуккийского университета Ребекка Датч в настоящее время изучает новый коронавирус. Здесь она отвечает на некоторые наши вопросы о COVID-19.

 

Вопрос: Не могли бы вы обобщить некоторые из самых важных вещей, которые мы узнали о COVID-19 до сих пор?

 

Датч: у этого вируса есть естественное происхождение. Существует высокая степень уверенности в том, что COVID-19 получен из коронавируса у летучих мышей, который был тесно связан с вирусами человека. Есть отчеты, которые были опубликованы пять лет назад парой действительно выдающихся групп вирусологов, которые предсказывали, что эти коронавирусы летучих мышей могли заразить людей. Для этого им нужна была только естественная мутация, и это произошло. Таким образом, это не является полной неожиданностью, что что-то подобное произойдет. Это также третья крупная эпидемия коронавируса животного происхождения, которая действительно вызвала проблемы. Первой была эпидемия атипичной пневмонии в 2002 году. Другая была MERS в 2012 году.

Это самая серьезная пандемия, которую большинство людей видели в своей жизни. У нас есть то, что вирусологи называют «наивной популяцией», потому что COVID-19 — это новый вирус, и ни у кого из нас нет иммунитета к нему, что означает, что мы более восприимчивы к его заражению.

Таким образом, вирус может заразить практически всех, что делает передачу более эффективной. Скорость передачи измеряется так называемым значением R0, которое является средним числом людей, которому каждый зараженный человек передаст его. Когда значение R0 становится больше единицы, вы начинаете видеть увеличение распространения вируса. Значение R0 у COVID-19 в настоящее время оценивается в три. Этого достаточно для довольно быстрой передачи.

Нам нужно больше испытаний. Это огромная проблема, потому что, если мы не знаем, у кого вирус есть, мы не сможем понять, кого нужно изолировать, а кого нет. Еще один тест, который мы еще не провели, но работаем над ним, — это тест на антитела, чтобы определить, кто его уже имел. Есть данные, свидетельствующие о том, что где-то между 20-35% пациентов не имеют симптомов. Поскольку у нас нет четкого представления о том, сколько людей в настоящее время инфицировано и сколько людей было инфицировано ранее, показатели смертности и передачи могут значительно измениться, когда мы пройдем дополнительное тестирование.

Социальное дистанцирование. И это работает исключительно потому, что вирусы должны передаваться от человека к человеку для распространения. Лучший способ избежать распространения респираторных вирусов — это когда мы находимся в разумной близости от других. Представьте себе зараженного человека в комнате, находящейся в тесном контакте с 50 другими людьми — любой из них может заразиться им без иммунитета. С другой стороны, если зараженный человек находится в одной комнате с двумя другими людьми, находящимися на расстоянии 20 футов, передача вируса снижается. Вот почему социальное дистанцирование помогает прямо сейчас.

 

Вопрос: Почему у некоторых людей симптомы, а у других бессимптомно?

 

Датч: мы еще не знаем. Существует исследование, проведенное в Китае, которое предполагает, что молодые люди с гораздо большей вероятностью могут быть бессимптомными или иметь более легкие симптомы. Вполне вероятно, что некоторые люди имеют очень сильный иммунный ответ и могут просто пройти через это, не замечая ничего. Как мы уже видели, симптомы хуже у пожилых людей или тех, у кого есть серьезные осложнения со здоровьем. Это одна из вещей, которую мы хотели бы знать в долгосрочной перспективе. SARS был похож на то, что детям было намного легче. Так что, возможно, есть некоторые причины для этого, но мы пока не знаем, кто они.

 

Вопрос: COVID-19 больше похож на простуду или грипп?

 

Датч: Это выглядит по-другому, потому что мы никогда не видели это раньше. Есть четыре главных коронавируса, которые вызывают версию простуды. У нас они были в человеческом населении в течение долгого времени, но они все еще способны сделать больного пожилого человека или человека с ослабленной иммунной системой действительно больным. Но обычно большинство людей получают их и выздоравливают легко. COVID-19 принадлежит к семейству коронавирусов, но он выглядит почти промежуточным между SARS и MERS. Показатели смертности намного ниже, чем SARS или MERS, но показатели передачи намного, намного выше.

 

Вопрос: Может ли COVID-19 стать сезонным вирусом?

 

Датч: Есть действительно интересная теория от Ральфа Барика, который является одним из ведущих коронавирологов в мире: в будущем COVID-19 станет одним из наших вирусов простуды. Он полагает, что причина в том, что подавляющее большинство людей заболевают своей первой простудой, когда они дети, а затем они имеют частичный иммунитет к ней на протяжении всей своей жизни. В дальнейшем, если этот вирус заразит большинство людей в возрасте до 10 лет, у нас не будет кризиса, который наблюдается сейчас, потому что дети в основном справляются с ним. Существует большая вероятность, что в долгосрочной перспективе COVID-19 станет одним из обычных вирусов, которые мы видим, но в среднем он будет гораздо менее опасным.

 

 

Вопрос: Вирус мутирует?

 

Датч: Сейчас все выглядит очень стабильно. COVID-19 — это РНК-вирус, что означает, что его геном состоит из РНК, а не ДНК. Когда он воспроизводится, он переходит от «РНК к РНК». Каждый раз, когда он делает копии, он может вносить некоторые ошибки, но вам нужно посмотреть, меняется ли средняя последовательность. В это время он выглядит очень стабильным. Нет никаких доказательств того, что у него была значительная мутация, и мы не ожидаем, что это станет проблемой. Люди беспокоятся о мутациях, которые могут сделать его более опасным. Мы не можем исключить это, но это было бы чрезвычайно удивительно.

 

Вопрос: Можете ли вы объяснить, почему это так заразно?

 

Датч: Это, вероятно, сочетание вещей. Во-первых, у нас есть население, где почти каждый является потенциальным получателем вируса. Следующая вещь — это стабильность. Все вирусы отличаются друг от друга с точки зрения их стабильности в окружающей среде, и COVID-19 первоначально кажется довольно стабильным в воздухе и может также оставаться на поверхности немного дольше, чем некоторые другие вирусы.

 

Вопрос: Как мыло и дезинфицирующее средство для рук убивают вирусные частицы?

 

Датч: COVID-19 имеет внешние области, которые могут взаимодействовать с водой, и внутренние области, которые не могут. Мыло и спирт разрушают защитную оболочку вокруг вируса, который защищает генетический материал. Это также, как они убивают бактерии. Мытье рук с мылом предпочтительнее, чем использование дезинфицирующих средств для рук, но оба работают. Вы можете представить себе, что вирус использует что-то вроде масляного покрытия снаружи, и точно так же, как моющее средство для посуды разлагает масло, мыло разрушает вирусную частицу.

 

 

Вопрос: Сколько времени пройдет, прежде чем вакцина станет доступной для общественности и почему?

 

Датч: в лучшем случае это от года до 18 месяцев. Почему так долго? Процесс разработки вакцины, особенно для респираторных вирусов, является сложной задачей. Необходимо провести огромное количество испытаний на безопасность. Эта вакцина, вероятно, будет предоставлена ​​большей части мира. Таким образом, даже если у одного из 1000 протестированных людей возникнет серьезная реакция, результат будет очень плохим. Сам процесс разработки вакцины не так уж и сложен, вам просто нужно выполнить все необходимые проверки и все необходимые исследования безопасности, иначе вы можете сделать население планеты более больным.