Почему нельзя поднимать острые предметы в праздник Еремея Распрягальника 13 июня
Москва, 16:58, 12 Июн 2025, редакция FTimes.ru, автор Елена Черненко.
13 июня в Русской православной традиции посвящено памяти двух апостолов — Ерма из числа семидесяти учеников Христовых и святого Ермии Команского. В народном сознании праздники в честь этих святых объединились, образовав один общий день, известный под двумя названиями.
Его называли Еремеем Распрягальником, поскольку к этому времени крестьяне завершали посевные работы и отпрягали лошадей, давая им отдых. А имя Еремей Бобовник праздник получил благодаря началу сева бобовых — важной культуры в крестьянском хозяйстве.
В этот день особое значение придавали наблюдению за природой. Утренняя роса на траве считалась важным знаком, по которому пытались предугадать, какая погода установится в ближайшие дни.
Народный праздник Еремей Распрягальник 13 июня: традиции и обычаи
О жизни апостола Ермы известно немного — в основном, его имя упоминается в Послании апостола Павла к Римлянам, где Ерма называют апостолом и епископом. О святом Ермии Команском известно больше: он жил в Каппадокии во времена жестоких гонений на христиан, был благочестивым старцем и, несмотря на мученическую смерть через обезглавливание, сохранил веру и мужество до конца.
На Руси 13 июня было принято распрягать лошадей, завершая посевной сезон. К этому дню относились с уважением и благодарностью к рабочим животным — считалось, что они, как и люди, заслуживают отдыха и хорошего обращения. Лошадей угощали фруктами, сладостями и свежими угощениями, говоря добрые слова, словно чествуя достойных помощников.
В старину на Руси крестьяне с особым страхом относились к таинственному духу поля — житному деду, или полевику, который, по поверьям, появлялся после окончания сева яровых культур. Его считали существом с непростым нравом: он мог подшутить над людьми, сбить с пути, запутать или даже заманить в трясину.
Полевика редко кому удавалось увидеть, но говорили, что он может явиться тем, кто задремлет на окраине поля. Особенно опасным считался полдень — дух предпочитал это время суток, когда воздух на поле становится тяжелым и душным.
Считалось, что у житного деда есть потомки — луговички и межевички. Эти мелкие духи были ловкими и быстрыми: они охотились на птиц и бродили по лугам, а к случайным путникам могли отнестись враждебно. Согласно преданиям, если человек засыпал в поле в полдень, духи могли задушить его — будто из-за нехватки воздуха, но люди верили, что это проделки невидимых созданий.
С приходом осени и завершением жатвы житный дед, как верили на Руси, исчезал столь же внезапно, как и появлялся. Считалось, что он укрывается на зиму в одном из снопов хлеба, и именно поэтому крестьяне оставляли на поле один сноп нетронутым. Его помечали особым образом — украшали лентами или венками — чтобы случайно не использовать до следующей весны. Этот «житный сноп» хранился как оберег и символ плодородия.
На праздник Еремея-Бобовника особое внимание уделяли посеву бобовых — считалось, что начало работ в этот день обеспечит богатый урожай. В этот день не возбранялась и работа: и в огороде, и по дому крестьяне трудились с желанием, веря, что это принесёт пользу.
Для незамужних девушек 13 июня становился особым временем: они собирались вместе, обсуждали дела, рукодельничали, занимались подготовкой приданого. Старшие женщины делились с ними житейской мудростью, обучали домоводству и напоминали, что будущая хозяйка — это хранительница тепла, порядка и благополучия в доме.
Запреты дня
В день Еремея Распрягальника категорически запрещалось использовать лошадей в работе. Считалось, что этот день должен быть посвящён благодарности животным за их труд, а не эксплуатации. Нарушение этого обычая сулило беду — отсутствие удачи, плохой урожай и разлад в хозяйстве.
Крестьяне старались наполнить день радостью и весельем. Считалось, что угрюмость и мрачные разговоры могли навлечь уныние на весь год. Поэтому приветствовались шутки, смех, весёлые истории и общение с добродушными людьми — всё, что могло поднять настроение и отогнать тень печали.
С особой осторожностью относились к острым предметам, найденным на земле. Подбирать иглы, булавки или гвозди было строжайше запрещено — по народным поверьям, на такие вещи могли навести порчу. Говорили, что 13 июня люди намеренно теряют приколотые к одежде булавки, чтобы сбросить с себя сглаз или недобрую энергию. Поднять чужую булавку — значит забрать этот негатив себе.
Также в этот день не стоило ссориться, громко спорить, жаловаться на жизнь или ругаться. Считалось, что чем больше позитива, добрых слов и улыбок будет на Еремея, тем светлее и благополучнее сложится оставшийся год.
Приметы на Еремея Распрягальника 13 июня
В народе испокон веков наблюдали за природой, особенно в день Еремея, и по этим приметам старались предугадать, какой будет погода и урожай:
-
Утренняя обильная роса — верный знак, что день выдастся солнечным и ясным.
-
Если к вечеру на траве нет росы — стоит ждать дождя на следующий день.
-
Быстро испаряющаяся роса указывает на возможный мелкий, затяжной дождик.
-
Если на праздник стоит ненастье — зима будет холодной и суровой.
-
Ясная и тёплая погода в этот день — к доброму, обильному урожаю.
-
Долгое и громкое кукование кукушки считается добрым предзнаменованием — к солнечным дням.
-
Туманное утро сулит богатый грибной сезон.
-
Если дожди не прекращаются долго — это может обернуться скудным урожаем.
Наши предки тщательно прислушивались к этим природным знакам, ведь от них напрямую зависело благополучие всей семьи.